Рекомендации, разработанные по итогам заседания НКС, состоявшегося 19.07.2006


Рекомендации Научно-консультативного совета

 

Научно- консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Уральского округа в целях обеспечения единообразия в толковании и применении арбитражными судами Уральского округа норм права

РЕКОМЕНДУЕТ

при рассмотрении споров, связанных с применением законодательства о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходить из следующих положений.

1. Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) пеней обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку сумма страховых взносов определяется как по итогам отчетного, так и расчетного периодов (абз. 4 п. 2 ст. 24 Закона об обязательном пенсионном страховании), то в случае неисполнения обязанности по уплате страховых взносов подлежат начислению пени на сумму недоимки, образовавшейся по итогам указанных периодов.

Окончание расчетного периода само по себе не влечет невозможность взыскания пени, начисленной на сумму недоимки, образовавшейся по итогам отчетных периодов. Однако в случае взыскания пени в судебном порядке принимаются во внимание положения налогового законодательства, предусматривающие пресекательные сроки ее взыскания (п. 2, 10 ст. 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс)), применяемые к отношениям по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в силу абз. 3 ст. 2 Закона об обязательном пенсионном страховании.

2. В силу п. 4 ст. 26 Закона об обязательном пенсионном страховании пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Учитывая аналогичные правовую природу и порядок взыскания пени, установленные Законом об обязательном пенсионном страховании и Налоговым кодексом, арбитражным судам при рассмотрении заявлений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании со страхователя недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетный (расчетный) период и пени следует исходить из разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В частности, если на момент вынесения судом решения сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетный (расчетный) период не уплачена, в решении суда о взыскании со страхователя недоимки и пени должно содержаться указание на то, что пеня подлежит начислению по день фактической уплаты недоимки.

В случае если в решении арбитражного суда такое указание отсутствует и это решение страхователем не исполняется, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе обратиться в арбитражный суд с новым заявлением о взыскании пени, начисленной за следующий после указанного в решении суда период по день фактического исполнения этого решения.

В этом случае досудебный порядок урегулирования спора по взысканию пени, начисленной за период до момента исполнения решения суда, будет считаться соблюденным при условии указания территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в направленном страхователю требовании об уплате недоимки, взысканной вышеуказанным решением суда, размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

3. Исходя из положений п. 1 ст. 45 Налогового кодекса, п. 5 ст. 24 Закона об обязательном пенсионном страховании, при наличии волеизъявления страхователя на уплату конкретного страхового взноса, выраженного в платежном поручении на его уплату, налоговый орган, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не могут в одностороннем порядке изменять назначение платежа, указанное страхователем в платежном поручении.

4. Как следует из абз. 3 ст. 2 Закона об обязательном пенсионном страховании, п. 8 ст. 78 Налогового кодекса заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При рассмотрении спора о законности решения налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов следует исходить из того, что нарушение страхователем срока, установленного п. 8 ст. 78 Налогового кодекса, является основанием для такого отказа.

При этом нормы ст. 78 Налогового кодекса не исключают возможности обращения страхователя в арбитражный суд с заявлением о возврате (зачете) из бюджета переплаченной суммы страховых взносов в случае пропуска срока, установленного п. 8 этой статьи. При рассмотрении такого спора арбитражный суд, исходя из п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливает, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

5. Заявление об обжаловании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда страхователю стало известно о принятии указанного решения, которое нарушает его права и законные интересы (ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс)).

В случае обжалования решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в вышестоящий орган страховщика срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда страхователю стало известно о вынесении решения вышестоящим органом (п. 11 ст. 251 Закона об обязательном пенсионном страховании).

6. В соответствии с положениями п. 3, 4 ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном ст. 251 указанного Закона, а в случае превышения размера этих сумм взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В случае если территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации подано в арбитражный суд заявление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по различным видам задолженности, за различные налоговые периоды и пр., суд первой инстанции вправе на основании ч. 3 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает целесообразным раздельное их рассмотрение.

При этом следует учитывать, что основанием для такого выделения не может быть исключительно возможность прекращения производства по выделенному требованию ввиду того, что его размер после выделения в отдельное производство составит менее размера, установленного законом для применения судебного порядка взыскания спорных сумм.

7. Согласно п. 4 ст. 112 Налогового кодекса обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения. В соответствии с п. 3 ст. 114 Налогового кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса за совершение налогового правонарушения.

Учитывая указанные положения налогового законодательства и абз. 3 ст. 2 Закона об обязательном пенсионном страховании, при рассмотрении заявления страхователя об оспаривании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании штрафа, принятого в порядке, предусмотренном ст. 251 Закона об обязательном пенсионном страховании, арбитражный суд первой инстанции, установив, что при принятии указанного решения не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность, вправе применить положения ст. 112 Налогового кодекса. В этом случае арбитражный суд признает решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недействительным в части (ч. 8 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса).

8. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на основании поступивших из налогового органа сведений о суммах задолженности плательщика по страховым взносам (п. 1, 2 ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании) при наличии в действиях страхователя состава правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 27 Закона об обязательном пенсионном страховании (неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий), в зависимости от размера финансовой санкции выносит решение о взыскании штрафа или обращается в арбитражный суд с соответствующим заявлением (п. 3, 4 ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Привлечение страхователя к ответственности по п. 2 ст. 27 Закона об обязательном пенсионном страховании при установлении территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в его действиях также состава правонарушения, предусмотренного абз. 3 ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, не исключает возможности привлечения страхователя к ответственности за совершение этого правонарушения.

9. Нормы законодательства, регулирующего отношения в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании, п. 1 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 № 148), для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям.

Поэтому на указанную категорию страхователей распространяется обязанность, установленная ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, независимо от того, когда и в какой форме было создано крестьянское (фермерское) хозяйство.

Следовательно, в случае непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представления неполных и (или) недостоверных сведений территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе привлечь главу крестьянского (фермерского) хозяйства к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

10. В целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета в п. 1, 5 ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлена обязанность страхователей, а также физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации необходимые сведения, перечисленные в указанных пунктах.

В силу абз. 3 ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете к субъектам, привлекаемым к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного этой нормой, относятся как лица, производящие выплаты физическим лицам, так и лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Учитывая изложенное и исходя из принципа равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (ст. 3 Налогового кодекса, ст. 2 Закона об обязательном пенсионном страховании), физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, должны представлять сведения, указанные в п. 5 ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, в Пенсионный фонд Российской Федерации один раз в год, не позднее первого марта (п. 2 ст. 11 указанного закона).

11. Принимая во внимание положения абз. 3 ст. 2 Закона об обязательном пенсионном страховании, при рассмотрении дел об обжаловании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании штрафа за нарушение законодательства, регулирующего отношения в системе обязательного пенсионного страхования, необходимо руководствоваться разъяснениями, содержащимися в п. 4 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 № 105.

Поскольку решение о взыскании штрафа выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения о привлечении страхователя к ответственности, при рассмотрении спора о законности решения о взыскании штрафа арбитражный суд исследует также законность решения о привлечении страхователя к ответственности.

12. Согласно п. 1 ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете сведения об уплачиваемых страховых взносах, а также сведения о страховом стаже представляются страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

При рассмотрении арбитражным судом заявления, поданного территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту постоянной регистрации страхователя - индивидуального предпринимателя, о взыскании штрафа на основании абз. 3 ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете следует принимать во внимание, что представление указанным страхователем всех необходимых сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его временной регистрации, осуществления предпринимательской деятельности и выплат, на которые начисляются страховые взносы, свидетельствует об исполнении страхователем обязанности, предусмотренной ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Сервис временно не доступен