Рекомендации Научно-консультативного совета


Рекомендации Научно-консультативного совета

 

Научно- консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Уральского округа в целях обеспечения единообразия в толковании и применении арбитражными судами Уральского округа норм права

РЕКОМЕНДУЕТ

при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) исходить из следующих положений.

I. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде (гл. III Закона о банкротстве)

1. В соответствии с п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 (далее - Положение), о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган принимает решение.

Поскольку порядок подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом может считаться соблюденным лишь при наличии указанного решения, его отсутствие в материалах, приложенных уполномоченным органом к заявлению о признании должника банкротом, является основанием для вынесения арбитражным судом определения о возвращении такого заявления (п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве).

Если отсутствие такого решения в материалах дела выяснится в ходе судебного заседания по проверке обоснованности требований уполномоченного органа к должнику (ст. 48 Закона о банкротстве) или в ходе дальнейшего рассмотрения дела о банкротстве и арбитражным судом будет установлено, что указанное решение уполномоченным органом не принималось, это обстоятельство является основанием для вынесения определения об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о несостоятельности применительно к абз. 4 п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве либо определения о прекращении производства по делу применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) в ходе дальнейшего рассмотрения дела.

2. Исходя из норм ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 № 119- ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) приостановление исполнительного производства влечет невозможность осуществления каких- либо исполнительных действий, однако не лишает обязательной силы исполнительный документ, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

Поэтому при предъявлении уполномоченным органом в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом на основании решения налогового органа, исполнительное производство по которому приостановлено, арбитражный суд, установив соблюдение требований п. 2 ст. 33, ст. 39- 41 Закона о банкротстве, возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

3. Если в ходе судебного заседания по проверке обоснованности требований заявителя (уполномоченного органа) к должнику установлено, что должником в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса оспорено решение налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, на котором основано требование уполномоченного органа, арбитражный суд откладывает судебное разбирательство (ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса).

В этом случае арбитражный суд применительно к положениям п. 8, 9 ст. 42 Закона о банкротстве объединяет все поступившие до заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя к должнику заявления о признании должника банкротом и назначает дату нового судебного заседания по проверке обоснованности требований всех заявителей.

4. Как следует из п. 9 ст. 42 Закона о банкротстве, если требования первого заявителя признаны необоснованными, арбитражный суд объединяет все заявления о признании должника банкротом, которые согласно п. 8 ст. 42 Закона о банкротстве являются заявлениями о вступлении в дело о банкротстве, и назначает дату нового судебного заседания по проверке обоснованности требований всех заявителей.

Если требования первого заявителя признаны необоснованными, Закон о банкротстве не исключает возможность рассмотрения обоснованности требований всех иных заявителей как в одном, так и в разных судебных заседаниях.

При этом необходимо учитывать, что процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований первого заявителя (п. 3 ст. 48, ст. 49 Закона о банкротстве), и арбитражный управляющий утверждается из числа членов саморегулируемой организации, заявленной тем конкурсным кредитором или уполномоченным органом, требования которых будут признаны обоснованными первыми (п. 9 ст. 42 Закона о банкротстве).

Поэтому в случае проведения одного судебного заседания по проверке обоснованности требований всех заявителей арбитражный суд по результатам этого судебного заседания выносит определение о признании требований первого из них (в порядке поступления заявлений) обоснованными и введении наблюдения (п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве), а также определение о включении или об отказе во включении требований всех иных заявителей в реестр требований кредиторов (п. 5 ст. 71 Закона о банкротстве).

5. В соответствии с п. 1 ст. 57, п. 1 ст. 159 Закона о банкротстве утверждение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о несостоятельности. Согласно п. 3 ст. 28, ст. 54 Закона о банкротстве сведения о вынесении определения о прекращении производства по делу о несостоятельности подлежат обязательному опубликованию. Обязанность по опубликованию сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, возложена на арбитражного управляющего (п. 2 ст. 54 Закона о банкротстве).

Поскольку согласно п. 4 ст. 159 Закона о банкротстве с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения прекращаются полномочия временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, обязанность по опубликованию сведений о вынесении определения о прекращении производств по делу о банкротстве несет должник.

При этом в силу абз. 2 п. 4 ст. 159 Закона о банкротстве лицо, исполнявшее обязанности внешнего управляющего, конкурсного управляющего должника - юридического лица, исполняет обязанности руководителя должника до даты назначения (избрания) руководителя должника.

Таким образом, в случае утверждения мирового соглашения при проведении процедуры внешнего управления либо конкурсного производства обязанность по опубликованию указанных сведений возлагается на арбитражного управляющего за счет имущества должника, если мировым соглашением не предусмотрен иной порядок распределения расходов на опубликование сведений (п. 2 ст. 28, п. 1 ст. 59 Закона о банкротстве).

6. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве представителем работников должника является лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур банкротства.

Участие в арбитражном процессе по делу о банкротстве представителя части работников должника Законом о банкротстве не предусмотрено.

Согласно положениям абз. 7 п. 2 ст. 38 Закона о банкротстве к заявлению должника прилагается протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Из смысла указанной нормы следует, что представитель работников должника избирается на собрании работников должника (включая работников, трудовые отношения с которыми прекращены, но которые обладают требованиями к должнику, основанными на имевшихся трудовых отношениях) и представляет при проведении процедур банкротства законные интересы всех работников должника.

7. В силу ч. 2 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).

При определении состава суда в деле о несостоятельности необходимо учитывать специальные положения Закона о банкротстве, исключающие применение общего правила о коллегиальном составе судей, а также положения ст. 52 Закона о банкротстве, в которой перечислены судебные акты, принимаемые арбитражным судом по результатам рассмотрения дела о несостоятельности.

Поскольку в Законе о банкротстве отсутствует специальное указание о составе суда при вынесении определений о продлении срока внешнего управления (ст. 108 Закона о банкротстве), конкурсного производства (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве), о завершении конкурсного производства (п. 1 ст. 149 Закона о банкротстве), а указанные вопросы связаны с результатами рассмотрения дела о банкротстве (ст. 52, 93, 124 Закона о банкротстве), в указанных случаях действует общее правило о коллегиальном составе судей по делам о несостоятельности.

При этом правила, установленные в абз. 2 п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве, не применяются, так как арбитражный суд в перечисленных случаях не рассматривает заявления, ходатайства и жалобы лиц, участвующих в деле о банкротстве, а решает вопросы, связанные с проведением процедур банкротства.

Согласно п. 1 ст. 57, абз. 2 п. 2 ст. 120 Закона о банкротстве последствием окончания расчетов с кредиторами после проведения процедуры внешнего управления является прекращение производства по делу о банкротстве. Следовательно, с учетом положений ст. 52 Закона о банкротстве определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится коллегиальным составом судей.

Согласно п. 4 ст. 100 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения требований кредиторов арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. Поскольку определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов не относится к числу судебных актов, которыми заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 52 Закона о банкротстве), такие требования согласно абз. 2 п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве рассматриваются судьей единолично.

II. Арбитражный управляющий в деле о несостоятельности

8. Согласно п. 3 ст. 45 Закона о банкротстве в течение пяти дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация направляет список кандидатур арбитражных управляющих в арбитражный суд.

Поскольку право на выбор саморегулируемой организации принадлежит лицу, по заявлению которого возбуждено производство о несостоятельности (п. 2 ст. 37, п. 2 ст. 39 Закона о банкротстве), либо собранию кредиторов (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве) арбитражный суд в случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией списка кандидатур в указанный в п. 3 ст. 45 Закона о банкротстве срок вправе отложить судебное заседание, на котором рассматривается вопрос об утверждении арбитражного управляющего, при наличии доказательств, подтверждающих уважительность причин несвоевременного представления списка.

Если основания для отложения судебного заседания отсутствуют, арбитражный суд согласно п. 5 ст. 45 Закона о банкротстве обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения запроса арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями. В указанном случае арбитражный управляющий назначается из списка кандидатур представленного саморегулируемой организацией, определенной регулирующим органом.

Однако, если до момента представления списка кандидатур саморегулируемой организацией, определенной регулирующим органом, в арбитражный суд поступил список кандидатур от саморегулируемой организации, заявленной в порядке п. 2 ст. 37, п. 2 ст. 39, п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий утверждается из списка саморегулируемой организации, заявленной в порядке п. 2 ст. 37, п. 2 ст. 39, п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве.

9. В случае непредставления арбитражному суду заявленной саморегулируемой организацией списка кандидатур в срок, установленный п. 3 ст. 45 Закона о банкротстве, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражный управляющих (п. 5 ст. 45 Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве не исключает для арбитражного суда возможность при непредставлении списка кандидатур саморегулируемой организацией, определенной регулирующим органом в порядке п. 5 ст. 45 Закона о банкротстве, направить повторное обращение в регулирующий орган для обеспечения представления списка кандидатур.

10. Как следует из п. 2 ст. 37, п. 2 ст. 39 Закона о банкротстве, при рассмотрении заявления о признании ликвидируемого юридического лица банкротом конкурсный управляющий утверждается арбитражным судом из числа членов заявленной саморегулируемой организации. Поэтому руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица - должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, может быть назначен арбитражным управляющим при условии, если он является членом заявленной саморегулируемой организации.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве, согласно которым арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве арбитражных управляющих лица, которые являются заинтересованными по отношению к должнику, кредиторам.

В частности, в случае, если заявление о признании ликвидируемого должника банкротом подано от имени должника ликвидатором, выполняющим функции руководителя должника, арбитражный суд с учетом конкретных обстоятельств дела вправе признать его заинтересованным лицом по отношению к должнику применительно к п. 1 ст. 19 Закона о банкротстве и отказать в утверждении его арбитражным управляющим.

11. Исходя из п. 5 ст. 39 Закона о банкротстве конкурсные кредиторы, объединившие свои требования к должнику, обращаются в суд с одним заявлением кредитора.

Поэтому в случае, если при назначении арбитражным судом временного управляющего кредиторы, объединившие свои требования, не пришли к единому мнению по вопросу об отводе кандидатуры из списка арбитражных управляющих, следует исходить из того, что кредитор, обратившийся с заявлением, не воспользовался в установленном порядке правом отвода, предусмотренным в п. 4 ст. 45 Закона о банкротстве.

В таком случае суд утверждает одну из кандидатур арбитражных управляющих, которой не заявлен отвод должником, руководствуясь положениями абз. 2 п. 4 ст. 45 Закона о банкротстве.

12. В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона о банкротстве вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, если иное не установлено Законом о банкротстве, и должно составлять не менее чем десять тысяч рублей. С учетом того, что размер вознаграждения определяется лицом, подавшим заявление о признании должника банкротом (п. 2 ст. 37, п. 2 ст. 39 Закона о банкротстве), или собранием кредиторов (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве), арбитражный суд не вправе снижать размер вознаграждения, определенный арбитражному управляющему с учетом положений п. 1 ст. 26 Закона о банкротстве.

Если лицом, подавшим заявление о признании должника банкротом (п. 2 ст. 37, п. 2 ст. 39 Закона о банкротстве), либо собранием кредиторов (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве) вознаграждение арбитражному управляющему определено в размере менее чем десять тысяч рублей, арбитражный суд при утверждении арбитражного управляющего устанавливает размер его вознаграждения в сумме десять тысяч рублей.

В случае, когда решение собрания кредиторов об определении размера вознаграждения арбитражному управляющему нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона о банкротстве), такое решение по заявлению указанных лиц может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве (п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве).

13. Как следует из п. 2 ст. 25 Закона о банкротстве, в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления саморегулируемой организации.

Однако, если при рассмотрении такого заявления установлено, что прекращение членства арбитражного управляющего в саморегулируемой организации не связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных Правительством Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 25 Закона о банкротстве) (например, членство прекратилось с связи с добровольным выходом арбитражного управляющего из саморегулируемой организации), арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления саморегулируемой организации об отстранении арбитражного управляющего, если имеются доказательства, подтверждающие его членство в другой саморегулируемой организации, поскольку указанное обстоятельство свидетельствуют о соблюдении требований, предъявляемых к арбитражным управляющим ст. 20 Закона о банкротстве.

Если членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации прекращается в связи с ее ликвидацией и исключением из единого государственного реестра саморегулируемых организаций, арбитражный суд, рассматривая заявления об отстранении арбитражного управляющего, также устанавливает обстоятельства, касающиеся его членства в другой саморегулируемой организации.

В случае отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего новый арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о банкротстве. При этом арбитражный суд направляет обращение о представлении кандидатур арбитражного управляющего в ту саморегулируемую организацию, из числа членов которой ранее был утвержден арбитражный управляющий.

Собрание кредиторов при решении вопроса об отстранении арбитражного управляющего вправе одновременно принять решение о выборе иной саморегулируемой организации (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве). В этом случае арбитражный суд при отстранении арбитражного управляющего по решению собрания кредиторов направляет обращение о представлении кандидатур в саморегулируемую организацию, определенную собранием кредиторов.

III. Кредиторы в деле о несостоятельности

14. Согласно ч. 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 39 Закона о банкротстве заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам. Возможность реализации кредитором права на объединение задолженности не исключается и в случае подачи кредиторами требований о включении в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 71 и 100 Закона о банкротстве. При этом в определении арбитражного суда о включении требований в реестр указываются размер и очередность удовлетворения таких требований (п. 4 ст. 71, п. 4 ст. 100 Закона о банкротстве).

15. Согласно п. 6 ст. 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, за исключением требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

В соответствии с п. 5 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 № 345, изменения в записи реестра вносятся на основании судебного акта, за исключением изменений сведений о каждом кредиторе.

При этом требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов при проведении процедур банкротства (ст. 71, 100 Закона о банкротстве), а также в порядке ст. 48 Закона о банкротстве, не подлежат повторному установлению арбитражным судом для целей их включения в реестр при переходе к иным процедурам в соответствии с Законом о банкротстве.

В случае обращения кредитора с требованием о включении в реестр суммы процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо процентов по ставке рефинансирования (абз. 5 п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве), начисленных за период, следующий после внесения в реестр требований об уплате этих процентов, следует исходить из того, что в этих случаях кредитор по существу обращается с заявлением об установлении размера новых требований в сумме, на которую увеличился размер процентов. Поэтому такие требования кредитора подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке, установленном ст. 71, 100 Закона о банкротстве.

16. Арбитражные суды рассматривают требования кредиторов в порядке, установленном ст. 48, 71, 100 Закона о банкротстве. Как следует из ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса, действующие нормы материального права применяются при рассмотрении дел арбитражными судами независимо от категории спора и процессуальных особенностей его рассмотрения.

Таким образом, при рассмотрении требования о включении в реестр требований кредиторов суммы неустойки арбитражный суд вправе уменьшить ее размер при наличии оснований, предусмотренных ст. 333 Гражданского кодекса.

17. Как следует из п. 2 ст. 60 Закона о банкротстве требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, должны подтверждаться судебными актами о взыскании такого вреда.

Дела о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, подведомственны судам общей юрисдикции (ст. 22 Гражданского процессуального кодекса, ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса). Возбуждение дела о признании несостоятельным лица, причинившего такой вред, не влечет изменения подведомственности указанной категории споров.

Поэтому установление размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, производится в порядке ст. 71, 100 Закона о банкротстве при наличии решения суда общей юрисдикции, которым определен размер подлежащего возмещению вреда.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании должника (причинителя вреда) банкротом и об открытии конкурсного производства определение размера требований таких кредиторов осуществляется арбитражным судом путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве).

Если судом общей юрисдикции на основании положений ст. 1085 Гражданского кодекса с должника (причинителя вреда) взысканы суммы утраченного потерпевшим заработка (дохода), а также дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья, арбитражный суд при определении размера капитализированных повременных платежей учитывает все присужденные суммы.

18. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под кредиторами для целей Закона о банкротстве понимаются, в том числе, лица, имеющие по отношению к должнику права требования об уплате обязательных платежей.

Как следует из норм ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), отсрочка, рассрочка по уплате налога является формой изменения срока уплаты соответствующих сумм.

Таким образом, требования об уплате обязательных платежей, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка, не подлежат включению в реестр требований кредиторов до тех пор, пока не наступит срок их уплаты.

19. Проценты, начисляемые при проведении реструктуризации задолженности по обязательным платежам, не являются финансовыми санкциями, а представляют собой плату за пользование средствами бюджета.

Поэтому требования уполномоченного органа об уплате таких процентов включаются в третью очередь реестра требований кредиторов (п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве). Положения п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве, устанавливающие порядок включения в реестр и удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по взысканию финансовых санкций, к требованиям о взыскании указанных процентов не применяются.

20. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве мировое соглашение может содержать положение об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов. При этом условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (абз. 4 п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве).

Следовательно, условия мирового соглашения об изменении сроков уплаты обязательных платежей должны соответствовать положениям п. 1 ст. 64 Налогового кодекса, согласно которым отсрочка или рассрочка по уплате обязательных платежей представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев.

21. В соответствии с п. 1 ст. 334 Гражданского кодекса кредитор по обеспеченному залогом обязательству имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество, за изъятиями, установленными законом.

Как следует из п. 2 ст. 138 Закона о банкротстве, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Поскольку иных изъятий из закрепленного в п. 1 ст. 334 Гражданского кодекса преимущественного права залогодержателя на удовлетворение требований из стоимости заложенного имущества в Законе о банкротстве не содержится, требования кредиторов по текущим платежам не подлежат удовлетворению из стоимости заложенного имущества преимущественно перед удовлетворением требования кредитора по обязательству, обеспеченному залогом этого имущества.

22. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы (п. 1 ст. 7 Закона о банкротстве), к которым относятся кредиторы по денежным обязательствам за изъятиями, установленными Законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве).

Для целей Закона о банкротстве под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско- правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом основанию (ст. 2 Закона о банкротстве).

Поскольку требование кредитора (залогодержателя) об обращении взыскания на заложенное имущество, предъявленное к залогодателю, не являющемуся должником по обеспеченному залогом обязательству, не относится к денежным обязательствам, такой кредитор правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом не обладает.

23. В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Поскольку требование кредитора (залогодержателя) об обращении взыскания на заложенное имущество, предъявленное к залогодателю, не являющемуся должником по обеспеченному залогом обязательству, не относится к денежным, то, как следует из п. 5 ст. 4 Закона о банкротстве, исполнение по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу судебных актов об обращении взыскания на заложенное имущество, не прекращается.

IV. Особенности отдельных процедур банкротства

Наблюдение (гл. IV Закона о банкротстве)

24. Последствия введения арбитражным судом процедур банкротства, в том числе касающиеся необходимости предъявления требований конкурсными кредиторами в деле о несостоятельности, предусмотрены ст. 63, 81, 94, 126 Закона о банкротстве.

Исходя из п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Порядок предъявления требований конкурсными кредиторами определен в ст. 71 и 100 Закона о банкротстве.

Поскольку указанные нормы не предусматривают необходимость соблюдения претензионного порядка предъявления требований к должнику, оснований для оставления соответствующих заявлений без рассмотрения по п. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса не имеется.

25. Согласно п. 2 ст. 71 Закона о банкротстве в ходе процедуры наблюдения лица, указанные в этой норме, вправе направить в арбитражный суд свои возражения относительно предъявленных требований кредиторов не позднее чем через 15 дней со дня истечения установленного законом срока для предъявления требований кредиторов в этой процедуре.

При этом необходимо учитывать, что в названный пятнадцатидневный срок включаются нерабочие дни.

В случае если установленный в п. 2 ст. 71 Закона о банкротстве срок пропущен, но до принятия арбитражным судом определения о включении или об отказе во включении требований кредитора в реестр поступили возражения на указанные требования, такие возражения должны исследоваться арбитражным судом при проверке обоснованности требований этого кредитора.

26. В соответствии с п. 2 ст. 72 Закона о банкротстве участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и сроки, установленные в п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве, и внесены в реестр требований кредиторов.

Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, по общему правилу принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов. Решение первого собрания кредиторов о введении процедур банкротства (ст. 73 Закона о банкротстве) в силу п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

С учетом этого и исходя из положений п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным по заявлению кредитора, требования которого были предъявлены в срок, установленный в п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве, но к дате проведения первого собрания кредиторов арбитражным судом не рассмотрены, вследствие чего этот кредитор был лишен возможности принять участие в первом собрании кредиторов, при условии, что голосование указанного кредитора, требования которого были впоследствии признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов, могло повлиять на результаты голосования на первом собрании кредиторов.

27. В силу п. 1 ст. 66 Закона о банкротстве временный управляющий в ходе процедуры наблюдения вправе предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных ст. 63 и 64 Закона о банкротстве.

Полномочия временного управляющего на предъявление от своего имени исков о признании сделок недействительными по общим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом, Законом о банкротстве не установлены.

Внешнее управление (гл. VI Закона о банкротстве)

28. Как следует из смысла п. 3 ст. 103 Закона о банкротстве, сделка, заключенная или совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом в период с момента подачи заявления о признании должника банкротом до момента принятия такого заявления арбитражным судом, может быть признана судом недействительной по заявлению внешнего управляющего или кредитора, если указанная сделка влечет за собой предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими кредиторами.

29. Право на оспаривание совершенных обществом- должником сделок по основаниям гл. X, XI Федерального закона «Об акционерных обществах», ст. 45, 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» принадлежит лицам, указанным в этих нормах (самому обществу либо его акционеру, участнику). Кроме того, в силу п. 1, 7 ст. 103, п. 3, 4 ст. 129 Закона о банкротстве таким правом обладает, соответственно, внешний или конкурсный управляющий общества- должника - участника сделки, поскольку в данном случае он действует от имени этого общества- должника в качестве его руководителя. Иным лицам право на оспаривание сделок должника по основаниям, предусмотренным перечисленными нормами, законом не предоставлено.

Правом на оспаривание сделок, признаваемых крупными либо с заинтересованностью в соответствии со ст. 101 Закона о банкротстве, обладает внешний (п. 1, 2 ст. 103) или конкурсный управляющий (п. 3 ст. 129). Кроме того, учитывая положения п. 1 ст. 101 Закона о банкротстве, предусматривающего необходимость согласия собрания кредиторов на совершение такого рода сделок, правом на их оспаривание обладает также кредитор. В качестве кредитора, имеющего право на оспаривание сделок по указанным основаниям, может выступать, в том числе, акционер (участник) общества- должника, являющийся кредитором по обязательствам, не связанным с его участием в указанном обществе.

30. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений, предусмотренных в п. 3 ст. 118 Закона о банкротстве.

Если собранием кредиторов не принято ни одного из решений, указанных в п. 3 ст. 118 Закона о банкротстве, арбитражный суд применительно к п. 7 ст. 119 Закона о банкротстве может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В указанном случае отсутствуют основания для вынесения арбитражным судом определения о продлении срока внешнего управления, так как согласно ст. 108, п. 3 ст. 118, п. 6 ст. 119 Закона о банкротстве срок внешнего управления продлевается только при принятии об этом решения собранием кредиторов.

Конкурсное производство (гл. VII Закона о банкротстве)

31. В соответствии с п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Поскольку исполнение по исполнительным документам в указанном случае прекращается, то применительно к ст. 27 Закона об исполнительном производстве это является основанием для окончания исполнительного производства.

При принятии арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства судебный пристав- исполнитель передает исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось, конкурсному управляющему (абз. 8 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве) и выносит постановление об окончании исполнительного производства (п. 2 ст. 27 Закона об исполнительном производстве).

32. Согласно п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Учитывая положения абз. 5 п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, к текущим обязательствам в процедуре конкурсного производства относятся только требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства.

При определении порядка предъявления требований кредиторами по текущим платежам в процедуре конкурсного производства необходимо принимать во внимание следующее.

Поскольку требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве), такие требования предъявляются и рассматриваются вне рамок дела о банкротстве.

Последствия принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, указанные в абз. 6, 7, 8 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве, не распространяются на текущие обязательства.

Защита прав кредиторов по текущим платежам осуществляется по общим правилам, установленным нормами арбитражного и гражданского процессуального законодательства.

Таким образом, в случае принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не прекращается исполнение по исполнительным документам о взыскании задолженности по текущим платежам.

Установленные Налоговым кодексом (ст. 46, 47) меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога подлежат применению к текущим требованиям налоговых органов по обязательным платежам, за исключением требований по обязательным платежам, возникшим после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве). Поэтому налоговый орган в указанном случае не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию обязательных платежей.

33. В соответствии с п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Поскольку в Законе о банкротстве отсутствует указание на порядок рассмотрения разногласий между указанным органом и конкурсным управляющим по вопросу передачи жилищного фонда социального использования и социально значимых объектов, и учитывая, что органы местного самоуправления, названные в п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве, не относятся ни к лицам, участвующим в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), ни к лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона о банкротстве), споры, связанные с применением п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве, подлежат рассмотрению вне рамок производства по делу о несостоятельности.

Требования конкурсного управляющего об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления по принятию им указанных объектов рассматриваются по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса, регулирующей порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

34. Исходя из п. 6 ст. 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника в конкурсном производстве осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены ст. 111 Закона о банкротстве, с особенностями, предусмотренными главой VII Закона о банкротстве.

В соответствии с п. 6 ст. 111 Закона о банкротстве имущество, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты утверждения плана внешнего управления составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, предусмотренном планом внешнего управления.

При проведении конкурсного производства разработка плана не предусмотрена. Вместе с тем согласно п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.

Таким образом, имущество, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты утверждения порядка продажи имущества должника в конкурсном производстве составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном собранием кредиторов.

Если собранием кредиторов не определен порядок продажи такого имущества должника, указанное имущество продается на открытых торгах согласно общему правилу, предусмотренному в п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве.

V. Упрощенные процедуры банкротства (гл. XI Закона о банкротстве)

35. В п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве установлена обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, банкротом в случае, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

При подаче ликвидационной комиссией заявления о признании ликвидируемого должника банкротом необходимым доказательством, подтверждающим, что стоимость имущества должника - юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, является промежуточный ликвидационный баланс, который согласно п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

36. Осуществление ликвидации юридического лица по основаниям, установленным гражданским законодательством, не препятствует обращению кредитора с заявлением в арбитражный суд о признании такого юридического лица (должника) банкротом. При вынесении определения о принятии к производству заявления кредитора о признании ликвидируемого должника банкротом (§ 1 гл. XI Закона о банкротстве) арбитражный суд проверяет наличие условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве, необходимых для возбуждения дела о банкротстве, и факт назначения ликвидационной комиссии этого юридического лица (должника).

Поскольку в отношении должника применяется процедура ликвидации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, установление в ходе первого судебного заседания наличия у ликвидируемого должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов, не является основанием для принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом (ст. 55 Закона о банкротстве). В этом случае арбитражный суд, руководствуясь п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве, принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

37. В силу п. 3 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу этого закона, обязано представить в регистрирующий орган необходимые сведения о юридическом лице, предусмотренные данным законом, для внесения соответствующей регистрационной записи.

При рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) необходимо принимать во внимание, что неисполнение указанной обязанности, повлекшее невнесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о таком юридическом лице, не препятствует применению в отношении него процедуры банкротства отсутствующего должника, кроме случаев наличия у него признаков недействующего юридического лица, предусмотренных в п. 1 ст. 21.1 названного Закона.