Рекомендации, разработанные по итогам заседания НКС, состоявшегося 28.11.2003


Рекомендации Научно-консультативного совета

 

При разрешении арбитражными судами споров,
связанных с недостаточным возмещением из бюджета
расходов организаций на предоставление льгот
отдельным категориям граждан следует иметь ввиду следующее

1. Арбитражный суд, как правило, не имеет правовой возможности для принятия решения о взыскании из бюджетов различного уровня не предусмотренных в них расходов, так как суд не отнесен законом (ст. 152 Бюджетного кодекса РФ) к участникам бюджетных отношений и не назван в числе субъектов, уполномоченных регулировать эти отношения. Взыскание судом сумм недофинансирования расходов, утвержденных в составе бюджета, также невозможно ввиду приостановления действия абзаца второго ст. 239 Налогового кодекса РФ рядом законов о Федеральном бюджете.

Вместе с тем, положения абзаца третьего ст. 239 Налогового кодекса РФ, а также ст. 1069 ГК РФ предусматривают правовую возможность судебного взыскания из бюджета сумм возмещения убытков, причиненных юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Правоотношения, из которых возникают споры о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, повлекшими недофинансирования расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, в силу ст. 2, 1069 ГК РФ носят гражданско- правовой характер. Истцы по таким спорам в большинстве случаев являются коммерческими организациями, обязанными предоставлять установленные законодательством льготы при осуществлении предпринимательской деятельности, следовательно, арбитражному суду в силу ст. 27 АПК РФ подведомственны данные споры.

2. Часть федеральных законов, устанавливающих льготы отдельным категориям граждан, предусматривают источник и порядок их компенсации. В этом случае определены и органы государственной власти, органы местного самоуправления, обязанные исполнять бюджет, а также принимать меры по своевременному утверждению в составе бюджета средств, необходимых для полной компенсации расходов, по предоставлению льгот отдельным категориям граждан. Отсутствие законодательно установленных источника и порядка компенсации расходов по предоставлению льгот не освобождает органы власти соответствующего уровня от обязанности исполнения положений закона в этой части. При этом субъект ответственности (виновное лицо, допустившее неправомерное деяние) и источник возмещения (бюджеты Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования) вреда, причиненного ненадлежащим финансированием расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, позволяет определить правило ст. 1069 ГК РФ.

3. В практике арбитражных судов не вызывает сложностей определение размера вреда, то есть суммы не компенсированных расходов, возникших в результате предоставления льгот по коммунальным услугам.
Наиболее сложным является установление способа определения размера компенсации при предоставлении льгот транспортными организациями, так как документальный учет каждого случая предоставления льгот при этом невозможен. Методика определения количества граждан, воспользовавшихся услугами транспортной организации и имеющих право на льготу, а, следовательно, и размера компенсации законодательно не определена. Однако существует и должна исполняться установленная законом обязанность соответствующей казны компенсировать расходы транспортной организации.

Как показывает судебная практика обычные способы доказывания размера реального ущерба, не позволяют истцу (транспортной организации) подтвердить размер своих убытков и восстановить в суде свое нарушенное право.

В такой ситуации представляется правильным подход, при котором арбитражный суд на основании ст. 65 АПК РФ принимает к рассмотрению любую предложенную истцом методику определения расходов, оценивая ее достоверность в соответствии со ст. 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами.

При рассмотрении споров, связанных с применением
земельного законодательства следует иметь ввиду следующее

1. Споры между органами государственной власти и органами местного самоуправления о признании недействительными ненормативных актов индивидуального характера, затрагивающих права органа местного самоуправления в сфере его экономической деятельности по передаче земельных участков во временное возмездное владение и пользование, подлежат рассмотрению в арбитражном суде в силу ст. 27, ч. 2 ст. 29 АПК РФ.

2. В силу п. 10 ст. 3 Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю имеет своим основанием публично- правовую обязанность обеспечения эффективного управления государственными землями, их целевого использования и охраны. Указанное полномочие не тождественно по основанию своего возникновения и по содержанию правомочию распоряжения имуществом по своему усмотрению как элементу права собственности. Поэтому органы местного самоуправления вправе осуществлять распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в пределах и в порядке, установленных законодательством.
Например, распорядиться земельным участком в пределах границ муниципального образования орган местного самоуправления вправе в соответствии с генеральным планом застройки населенного пункта.
Статьей 11 Земельного кодекса РФ решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

3. В силу ст. 6 Закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", п. 7 Указа Президента РФ № 478 от 11.05.96 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации" выкупная цена земли должна определяться на дату подачи в компетентный орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям, установленным для него законом.