Рекомендации, разработанные по итогам заседания НКС, состоявшегося 28.03.2003


Рекомендации Научно-консультативного совета

 

При рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях необходимо принимать во внимание следующее

1. Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об административных правонарушениях регулируется как общими правилами искового производства, так и специальными правилами, предусмотренными главой 25 АПК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В тех случаях, когда положениями главы 25 и иными нормами АПК РФ прямо устанавливаются конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судом.

В иных случаях, в том числе, когда АПК РФ прямо указывает на применение иного федерального законодательства либо не регулирует отдельные вопросы рассмотрения дел об административных правонарушениях, могут подлежать применению процессуальные нормы раздела IV КоАП РФ. В частности, это касается прав потерпевшего и полномочий прокурора оспорить постановление административного органа по делу об административном правонарушении, в том числе, постановление о прекращении дела производством (ч. 1 и 3 ст.30.1, ст.30.10, 30.11 КоАП РФ).

2. В соответствии со ст. ст. 29. 4, 29.7, 29.9 КоАП РФ арбитражный суд вправе вынести определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если установит, что рассмотрение дела не относится к подведомственности арбитражного суда (ч.3 ст.23.1 КоАП РФ). Такое решение арбитражный суд вправе принять как на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, так и на стадии судебного разбирательства. При этом необходимо учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).

3. Суду при оценке протокола об административном правонарушении необходимо проверять наличие оснований для составления протокола, полномочия должностного лица, составившего протокол, соблюдение процессуальных гарантий, защищающих права лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа могут служить только такие процессуальные нарушения при составлении протокола, которые носят существенный и неустранимый характер. К ним, в частности, могут быть отнесены составление протокола без наличия повода к возбуждению дела (ч.1 и 3 ст.28.1 КоАП), составление протокола неуполномоченным должностным лицом (ст.28.3 КоАП РФ), составление протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, когда оно не было извещено о месте и времени составления протокола, ему не вручалась копия протокола или не были разъяснены его права и обязанности (ст.28.2 КоАП РФ).

Иные незначительные процессуальные нарушения, в том числе нарушения сроков составления протокола и сроков направления его на рассмотрение, технические опечатки, неполнота изложенных обстоятельств сами по себе не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Суду необходимо учитывать, что помимо протокола об административном правонарушении событие административного правонарушения и вина лица в его совершении могут быть доказаны иными фактическими данными (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ), однако при этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

4. При решении вопроса о праве заявителя оспорить решение о привлечении его к административной ответственности не в порядке главы 25 АПК РФ, а в ином процессуальном порядке (путем подачи заявления о возврате из бюджета взысканного административного штрафа, о признании не подлежащим исполнению постановления по делу об административном правонарушении, о признании незаконными действий по исполнению постановления) следует иметь ввиду, что АПК РФ не предусматривает такой возможности. Решение административного органа о привлечении лица к административной ответственности может быть признано незаконным и отменено только в порядке главы 25 АПК РФ. При этом не имеет значение срок, который прошел с момента вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу или тот факт, что постановление было фактически исполнено.

5. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе отдельно оспорить в арбитражном суде применение должностными лицами административных органов мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в частности, изъятия вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей (глава 26 КоАП РФ). При этом оспаривание законности действий по применению мер обеспечения производства и судопроизводство по этой категории дел должно производится в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

6. Согласно ч.2 ст.208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителей.

При отсутствии ходатайства на момент подачи заявления, причины пропуска срока и рассмотрение ходатайства осуществляется в судебном заседании при рассмотрении дела по существу. При этом суд обязан учитывать, что недопустимо отказывать в удовлетворении ходатайства до рассмотрения заявления по существу, если постановление вынесено некомпетентным органом, имеются обстоятельства исключающие производство по делу (ст.24.5 КоАП РФ) или административное наказание назначено с нарушением пределов, установленных законом.

7. Согласно ст.ст.205, 206 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; определяет нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности.

Из изложенного следует, что при привлечении к административной ответственности вопрос о надлежащей квалификации совершенного административного правонарушения разрешается арбитражным судом. Данная квалификация может быть иной, чем указанная в протоколе административным органом.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет правильность избранной административным органом квалификации правонарушения. Одним из оснований для признания постановления административного органа незаконным и его отмены является неправильная квалификация совершенного правонарушения.

8. При применении ст.2.9 КоАП РФ арбитражный суд (всех инстанций), установив соответствующие обстоятельства, может освободить лицо от административной ответственности. В этом случае принимается решение об отказе в привлечении к административной ответственности или об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, объявляется устное замечание.

9. Учитывая положения ст.207 АПК РФ, ст.ст.30.10, 30.11 КоАП РФ, правом на обжалование решений арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности обладают административный орган, лицо, привлеченное к ответственности, прокурор (в т.ч. прокурор города, района). Таким же правом обладает потерпевший (ст.ст.25.2, 30.7 КоАП РФ).

10. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции (ст.4.4 КоАП РФ).

11. Статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрены сроки давности привлечения к административной ответственности. При применении этих сроков арбитражным судам необходимо устанавливать, за нарушение какого законодательства лицо привлекается к ответственности.

12. Согласно части 3 ст.208 АПК РФ по ходатайству юридического лица, предпринимателя арбитражный суд может приостановить исполнение оспоренного постановления административного органа. Такое приостановление обеспечивает права лица, привлеченного административным органом к ответственности.

13. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности подлежит исполнению в порядке, предусмотренном разделом VII АПК РФ. Решение направляется для исполнения административному органу, составившему протокол.