Рекомендации, разработанные по итогам заседания НКС, состоявшегося 13.07.2001


Рекомендации Научно-консультативного совета

 

Рекомендации по применению законодательства
о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. Споры, связанные с применением законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут носить характер как гражданско - правовых, так и административно - правовых.

Если обжалуется отказ или уклонение от государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то в этом случае ответчиком по делу должно выступать соответствующее учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это учреждение является государственным органом, спор носит административно - правовой характер. (ст. ст. 2, 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".)

Если предъявлен иск о признании недействительной государственной регистрации права на недвижимое имущество и (или) соответствующего свидетельства, надписи на документе, то данный спор носит гражданско- правовой характер, поскольку истцом оспаривается правовая возможность возникновения права, подлежащего регистрации. Как правило, в таких случаях фактически оспаривается правоустанавливающий документ, законность сделки, следовательно, ответчиками по этому спору должны выступать лица - участники сделки. Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним должно участвовать в деле в качестве третьего лица.

При рассмотрении данной категории споров арбитражным судам следует ориентировать истца в отношении способа защиты нарушенного права и круга лиц, от которых зависит защита этого права (ст.112 АПК РФ).

По данным категориям споров состав суда определяется по правилам ст. 14 АПК РФ с учетом вышеназванных подходов.

2. Перечень недвижимых вещей содержится в ст. 130 ГК РФ. К данному перечню относятся и объекты незавершенного строительства. Такие объекты могут быть зарегистрированы только в случае необходимости совершения сделок с ними (ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

При реализации указанных объектов в порядке исполнительного производства право собственности должника на этот объект может быть зарегистрировано судебным приставом - исполнителем (ст.62 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Без такой регистрации реализация объекта на торгах не может быть произведена.

3. При принятии решений об установлении права собственности на объекты недвижимого имущества арбитражным судам следует более точно характеризовать и индивидуализировать такие объекты в целях реального исполнения судебного акта.

4. При рассмотрении заявлений об установлении юридических фактов (факт принадлежности строения или земельного участка на праве собственности; факт добросовестного открытого и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет) арбитражным судам необходимо соблюдать совокупность условий, предусмотренных п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.10 1996 №13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции".

Следует иметь в виду, что в отдельных случаях необходимо выяснять вопрос о наличии государственной регистрации перехода прав на объекты недвижимости (ст.131 ГК РФ).

5. Согласно п. 3 ст. 165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Данное решение суда является основанием для возникновения у учреждения юстиции обязанности осуществить государственную регистрацию сделки без каких- либо дополнительных условий.

6. Если договор аренды недвижимого имущества не зарегистрирован в установленном порядке, арендатор не лишается права на включение в себестоимость продукции (работ, услуг) платы за аренду этого имущества при условии использования его на производственные цели.

Рекомендации по применению законодательства
об ответственности за вред, причиненный государственными органами,
органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

1. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, применяется по правилам, установленным ст. ст. 15, 16, 1069, 1070, 1071 ГК РФ.

Ст. 16 ГК РФ устанавливает в качестве способа защиты нарушенных прав только возмещение убытков, понятие "убытки" более узкое, чем понятие "вред".

2. При рассмотрении таких споров арбитражным судам следует учитывать, что ответственность наступает при наличии состава гражданского правонарушения: (незаконное действие (бездействие), наличие вредных последствий, причинно- следственная связь между незаконными действиями (бездействием) и вредными последствиями, наличие вины).

Необходимо иметь в виду, что обязанность по доказыванию факта отсутствия вины возлагается на государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 1064 ГК РФ).

3. В соответствии со ст.1071 ГК РФ вред в соответствующих случаях подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъектов Российской Федерации или казны муниципального образования.

По общему правилу от имени казны в суде выступают в качестве ответчиков соответствующие финансовые органы.

Между тем, в силу ст. ст. 125, 1071 ГК РФ, п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от имени казны Российской Федерации в суде в качестве ответчиков выступают главные распорядители бюджетных средств (по подведомственным органам).

Во всех случаях вред подлежит возмещению только за счет средств соответствующей казны (бюджета).

4. При рассмотрении споров о применении ответственности за вред, причи-
ненный государственными органами, органами местного самоуправления факт незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, органа местного самоуправления, должен быть установлен арбитражным судом.