Порядок подачи и рассмотрения обращений

  

Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппарата Арбитражного суда Уральского округа, а также запросов о предоставлении информации о деятельности суда[1]

Обращения организаций, предпринимателей и граждан  с предложениями об улучшении организационной работы суда, заявлениями и жалобами по вопросам судебной деятельности суда являются реализацией их прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, важным средством защиты законных интересов, эффективным путем информирования о недостатках, имеющихся в работе суда, и способствуют совершенствованию организации судебной деятельности.

Общие положения

Обращения, содержащие просьбу предоставить информацию  о деятельности суда (запросы), рассматриваются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

При поступлении в суд внепроцессуального обращения по делу, находящемуся в производстве этого суда, следует учитывать требования, изложенные в ч. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 26.06.1992  № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

При рассмотрении обращений, в которых содержатся сведения о коррупционных правонарушениях со стороны судей и работников аппарата суда, учитываются положения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также других законодательных и локальных актов о противодействии коррупции.

Обращение, поступившее в суд в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит  в компетенцию суда, не позднее 7 дней со дня регистрации направляются в соответствующие организации по принадлежности с уведомлением заявителя, кроме случая, указанного в ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», либо возвращаются.

Судом рассматриваются обращения, поступившие в устной или письменной форме, в том числе в форме электронного документа.

Письменные обращения в обязательном порядке должны содержать наименование арбитражного суда, в который они направляются, либо фамилию, имя, отчество лица, которому направляется обращение, либо должность этого лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или наименование организации, почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ или уведомление о переадресации обращения. В обращении должна быть изложена суть предложения, заявления или жалобы. Письменное обращение должно содержать личную подпись заявителя, а обращение организации должно быть подписано руководителем. К обращению, подписанному лицом, действующим на основании доверенности, прилагается копия доверенности.

Обращения, поступившие в форме электронного документа, в обязательном порядке должны содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Обращения, поступившие в устной форме, подлежат регистрации в соответствии с Порядком работы телефона доверия.

Ответ на обращение может быть направлен судом в форме электронного документа по адресу электронной почты либо в письменной форме по почтовому адресу, указанным в обращении.

Ответ на обращение не дается в случае получения письменного обращения без подписи обратившегося и без обратного почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ.

Суд не предоставляет информацию по обращениям в случаях, перечисленных в ст. 20 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Ответ по существу приведенных в обращении доводов не дается и в тех случаях, когда оно не поддается прочтению, содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, о чем сообщается гражданину, направившему обращение.

Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, и его рассмотрение по существу не относится к компетенции арбитражных судов, такое обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Если ответ по существу поставленного вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, впоследствии устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в суд.

Должностное лицо суда, неправомерно отказывающее в приеме или рассмотрении обращения, препятствующее подаче обращения, подвергающее заявителя преследованию и допускающее другие нарушения действующего законодательства в работе с обращениями, привлекается к ответственности на основании действующего законодательства.

В случае если при проверке будет установлено, что обращение содержит заведомо ложные сведения, председатель суда вправе обратиться в соответствующие органы о привлечении заявителя к ответственности согласно действующему законодательству.

Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же заявителя по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем ему сообщалось, а в последнем его обращении новые доводы или обстоятельства не содержатся, заявителю сообщается о прекращении проверок по таким обращениям. При наличии в обращении ссылок на новые (дополнительные) обстоятельства проверка проводится в установленном порядке.

Решение о прекращении переписки принимается председателем суда.

В случае принятия решения о прекращении переписки обращения, поступающие в дальнейшем в бумажном виде, возвращаются заявителю без рассмотрения, поступившие в электронном виде заявителю не возвращаются.

Рассмотрение обращений

Обращение считается рассмотренным, если по поставленным в нем вопросам приняты необходимые меры, заявителю дан ответ в письменной форме либо, при его согласии, по факсимильной связи, электронной почтой, по телефону, либо устно на личном приеме. В случаях, когда заявитель письменно снимает с рассмотрения поставленные им вопросы (отзывает поданное обращение), то подлинник обращения возвращается заявителю без рассмотрения с сопроводительным письмом.

Ответы на обращения подписывает председатель суда, а также по его поручению - заместители председателя суда или администратор суда.

Рассмотрению обращения, как правило, предшествует проверка содержащихся в нем доводов, которую проводит исполнитель (члены комиссии).

При признании доводов, содержащихся в обращении, несостоятельными заявителю направляется ответ с обоснованием и оценкой каждого его довода, со ссылками на материалы проверки и нормы действующего законодательства, за исключением доводов, требующих пересмотра судебных актов.

В случае признания доводов заявителя обоснованными (полностью или частично) в ответе делается ссылка на обстоятельства, подтвержденные проверкой, и сообщается о принятых по ним мерах. В таком случае председатель суда принимает соответствующие меры в отношении лиц, допустивших те или иные нарушения и упущения в работе, а также меры организационного характера по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

В случае поступления в суд обращения, содержащего просьбу об оказании юридической помощи или консультации по правовому вопросу, заявителю направляется ответ о том, что компетенцией арбитражных судов, установленной Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», не предусмотрено ведение с юридическими лицами и гражданами переписки консультативного характера по вопросам применения норм действующего законодательства.

По результатам рассмотрения обращения, содержащего запрос о деятельности суда, ответ дается с учетом положений Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а именно: обратившемуся предоставляется информация либо направляется мотивированный ответ, а в случае если эта информация опубликована в средствах массовой информации либо размещена в сети Интернет, в ответе суд указывает название, дату выхода и номер средства массовой информации, в котором она опубликована, и (или) электронный адрес официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Информация о внепроцессуальных обращениях в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в установленном порядке.

Служебные проверки по внепроцессуальным обращениям не проводятся. В ответе на такое обращение председатель суда сообщает заявителю о размещении информации на официальном сайте суда.

На поступившее от лиц, участвующих в не завершенном производством деле, обращение, из содержания которого можно сделать вывод о попытке оказания влияния на суд, председатель суда вправе направить ответ без проведения служебной проверки.

Обращение лица, не являющегося участником процесса, по поводу находящегося в производстве дела по решению председателя суда или его заместителей подлежит размещению на сайте суда в установленном порядке.

Сроки рассмотрения обращений

Обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации, за исключением обращений, указанных в п. 2 и 4 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Такие обращения рассматриваются в течение 7 дней.

Обращение, поступившее в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», должно быть рассмотрено на основании ст. 40 названного Закона в течение 7 дней со дня получения. В те же сроки обратившемуся лицу предоставляются сведения, запрашиваемые в данном обращении. Уведомление об отказе либо об отсрочке в предоставлении запрашиваемой информации, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, вручается представителю редакции в течение 3 дней со дня получения письменного запроса.

Началом срока рассмотрения обращения считается день его регистрации в суде.

Окончанием срока рассмотрения считается:

дата резолюции председателя суда либо его заместителя о согласии с предложениями исполнителя (членов комиссии) по обращению (если проверка назначалась по поручению председателя суда или его заместителя);

дата направления письменного ответа с изложением принятого по обращению решения.

В случае если окончание срока приходится на выходной или праздничный день, днем окончания срока рассмотрения считается первый рабочий день, следующий за выходным (праздничным) днем.

Если для рассмотрения и разрешения обращения необходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных документов, изучение материалов судебного дела, находящегося в другом арбитражном  суде, сроки могут быть продлены не более чем на 30 дней.

Срок рассмотрения обращения, в котором содержится запрос о предоставлении информации о деятельности суда, может быть продлен не более чем на 15 дней от установленного законом срока с обязательным уведомлением заявителя о причинах такой задержки в течение 7 дней со дня регистрации его обращения.

Если председателю суда или исполнителю, рассматривающему обращение, станет известно о проводимом органами следствия расследовании или прокурорской проверке по изложенным в обращении фактам, до завершения которых не представляется возможным дать обоснованный ответ заявителю, то материалы по решению председателя суда или его заместителя остаются на контроле до завершения следствия либо прокурорской проверки.

О принятом решении уведомляется лицо, направившее обращение.

 



[1] Согласно Положению о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппарата Федерального арбитражного суда Уральского округа, а также запросов о предоставлении информации о деятельности суда (утверждено приказом от 13.05.2014 № 54 п. 4.3 в редакции приказа от 28.11.2014 № 150)