Порядок подачи и рассмотрения обращений
Перечень нормативных актов:
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппарата Арбитражного суда Уральского округа, а также запросов о предоставлении информации о деятельности суда [1]
Обращения организаций, предпринимателей и граждан с предложениями об улучшении организационной работы суда, заявлениями и жалобами по вопросам судебной деятельности суда являются реализацией их прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, важным средством защиты законных интересов, эффективным путем информирования о недостатках, имеющихся в работе суда, и способствуют совершенствованию организации судебной деятельности.
Общие положения
Обращения, содержащие просьбу предоставить информацию о деятельности суда (запросы), рассматриваются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
При поступлении в суд внепроцессуального обращения по делу, находящемуся в производстве этого суда, следует учитывать требования, изложенные в части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
При рассмотрении обращений, в которых содержатся сведения о коррупционных правонарушениях со стороны судей и работников аппарата суда, учитываются положения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также других законодательных и локальных актов о противодействии коррупции.
Обращение, поступившее в суд в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию суда, не позднее 7 дней со дня регистрации направляются в соответствующие организации по принадлежности с уведомлением заявителя, кроме случаев, указанных в частях 4, 4.1 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», либо возвращаются с разъяснением причин возврата обращения.
Судом рассматриваются обращения, поступившие в устной или письменной форме, в том числе в форме электронного документа.
Письменные обращения в обязательном порядке должны содержать наименование арбитражного суда, в который они направляются, либо фамилию, имя, отчество лица, которому направляется обращение, либо должность этого лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или наименование организации, почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ или уведомление о переадресации обращения. В обращении должна быть изложена суть предложения, заявления или жалобы. Письменное обращение должно содержать личную подпись заявителя, а обращение организации должно быть подписано руководителем. К обращению, подписанному лицом, действующим на основании доверенности, прилагается копия доверенности.
Обращения, поступившие в форме электронного документа, в обязательном порядке должны содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Обращения, поступившие в устной форме, подлежат регистрации в соответствии с Порядком работы телефона доверия.
Ответ на обращение может быть направлен судом в форме электронного документа по адресу электронной почты либо в письменной форме по почтовому адресу, указанным в обращении.
Ответ на обращение не дается в случае получения письменного обращения без подписи обратившегося или без обратного почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ, либо в случае, если фамилия и почтовый адрес заявителя не поддаются прочтению.
Суд не предоставляет информацию по обращениям в случаях, перечисленных в статье 20 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Ответ по существу приведенных в обращении доводов не дается и в тех случаях, когда оно не поддается прочтению, текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, о чем сообщается гражданину, направившему обращение.
Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, и его рассмотрение по существу не относится к компетенции арбитражных судов, такое обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Если ответ по существу поставленного вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
В случае если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен.
В случае если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, предоставляется запрашиваемая информация, за исключением информации ограниченного доступа.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, впоследствии устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в суд.
Должностное лицо суда, неправомерно отказывающее в приеме или рассмотрении обращения, препятствующее подаче обращения, подвергающее заявителя преследованию и допускающее другие нарушения действующего законодательства в работе с обращениями, привлекается к ответственности на основании действующего законодательства.
В случае если при проверке будет установлено, что обращение содержит заведомо ложные сведения, председатель суда вправе обратиться в соответствующие органы о привлечении заявителя к ответственности согласно действующему законодательству.
Если обращение является повторным, должностным лицом, рассматривающим обращение, проверятся наличие в обращении новых доводов или обстоятельств.
При наличии в обращении новых доводов или обстоятельств рассмотрение обращения происходит в установленном порядке.
Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же заявителя по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем ему сообщалось, а в последнем его обращении новые доводы или обстоятельства не содержатся, заявителю сообщается о прекращении проверок по таким обращениям. При наличии в обращении ссылок на новые (дополнительные) обстоятельства проверка проводится в установленном порядке.
Решение о прекращении переписки принимается председателем суда либо заместителем председателя суда, ответственным за рассмотрение обращений граждан.
В случае принятия решения о прекращении переписки обращения, поступающие в дальнейшем в бумажном виде, возвращаются заявителю без рассмотрения, поступившие в электронном виде заявителю не возвращаются, а списываются в номенклатурное дело.
Порядок рассмотрения обращений
Обращение считается рассмотренным, если по поставленным в нем вопросам приняты необходимые меры, заявителю дан ответ в письменной форме либо, при его согласии, по факсимильной связи, электронной почтой, по телефону, либо устно на личном приеме. В случаях, когда заявитель письменно снимает с рассмотрения поставленные им вопросы (отзывает поданное обращение), то подлинник обращения возвращается заявителю без рассмотрения с сопроводительным письмом.
Ответы на обращения подписывает председатель суда, а также по его поручению - заместители председателя суда.
Рассмотрению обращения, как правило, предшествует проверка содержащихся в нем доводов, которую проводит исполнитель (члены комиссии).
При признании доводов, содержащихся в обращении, несостоятельными заявителю направляется ответ с обоснованием и оценкой каждого его довода, со ссылками на материалы проверки и нормы действующего законодательства, за исключением доводов, требующих пересмотра судебных актов.
В случае признания доводов заявителя обоснованными (полностью или частично) в ответе делается ссылка на обстоятельства, подтвержденные проверкой, и сообщается о принятых по ним мерах. В таком случае председатель суда принимает соответствующие меры в отношении лиц, допустивших те или иные нарушения и упущения в работе, а также меры организационного характера по устранению и предупреждению выявленных недостатков.
В случае поступления в суд обращения, содержащего просьбу об оказании юридической помощи или консультации по правовому вопросу, заявителю направляется ответ о том, что компетенцией арбитражных судов, установленной Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», не предусмотрено ведение с юридическими лицами и гражданами переписки консультативного характера по вопросам применения норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения обращения, содержащего запрос о деятельности суда, ответ дается с учетом положений Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а именно: обратившемуся предоставляется информация либо направляется мотивированный ответ, а в случае если эта информация опубликована в средствах массовой информации либо размещена в сети Интернет, в ответе суд указывает название, дату выхода и номер средства массовой информации, в котором она опубликована, и (или) электронный адрес официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
Информация о внепроцессуальных обращениях в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке.
Служебные проверки по внепроцессуальным обращениям не проводятся. В ответе на такое обращение председатель суда сообщает заявителю о размещении информации на официальном сайте суда.
На поступившее от лиц, участвующих в не завершенном производством деле, обращение, из содержания которого можно сделать вывод о попытке оказания влияния на суд, председатель суда вправе направить ответ без проведения служебной проверки.
Обращение лица, не являющегося участником процесса, по поводу находящегося в производстве дела по решению председателя суда или его заместителей подлежит размещению на сайте суда в установленном порядке.
Сроки рассмотрения обращений
Обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации, за исключением обращений, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Такие обращения рассматриваются в течение 7 дней.
Обращение, поступившее в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», должно быть рассмотрено на основании статьи 40 названного Закона в течение 7 дней со дня получения. В тот же срок обратившемуся лицу предоставляются сведения, запрашиваемые в данном обращении. Уведомление об отказе либо об отсрочке в предоставлении запрашиваемой информации, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, вручается представителю редакции в течение 3 дней со дня получения письменного запроса.
Началом срока рассмотрения обращения считается день его регистрации в суде.
Окончанием срока рассмотрения считается:
дата резолюции председателя суда либо его заместителя о согласии с предложениями исполнителя (членов комиссии) по обращению (если проверка назначалась по поручению председателя суда или его заместителя);
дата направления письменного ответа с изложением принятого по обращению решения.
В случае если окончание срока приходится на выходной или праздничный день, днем окончания срока рассмотрения считается первый рабочий день, следующий за выходным (праздничным) днем.
Если для рассмотрения и разрешения обращения необходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных документов, изучение материалов судебного дела, находящегося в другом арбитражном суде, сроки могут быть продлены не более чем на 30 дней.
Срок рассмотрения обращения, в котором содержится запрос о предоставлении информации о деятельности суда, может быть продлен не более чем на 15 дней от установленного законом срока с обязательным уведомлением заявителя о причинах такой задержки в течение 7 дней со дня регистрации его обращения.
Если председателю суда или исполнителю, рассматривающему обращение, станет известно о проводимом органами следствия расследовании или прокурорской проверке по изложенным в обращении фактам, до завершения которых не представляется возможным дать обоснованный ответ заявителю, то материалы по решению председателя суда или его заместителя остаются на контроле до завершения следствия либо прокурорской проверки.
О принятом решении уведомляется лицо, направившее обращение.
[1] Согласно Положению о порядке рассмотрения обращений, предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппарата Арбитражного суда Уральского округа, а также запросов о предоставлении информации о деятельности суда, утвержденному приказом от 17.09.2020 № 105.
Опубликовано: 04.11.2021 20:08 Обновлено: 31.01.2024 13:03